Ленинградская область 2023

с 23 по 27 октября выездная диагностика и занятия прошли в Санкт-Петербурге. Как всегда с нами команда лучших специалистов:
Ксения Николаева
Анна Митрофанова
Марина Переверзева
Татьяна Сопинская
Владислав Кулич
Евгения Черняева
Им помогали 10 волонтеров — студенты ВУЗов и педагоги-дефектологи.

В интенсиве участвовали 8 семей с детьми со множественными нарушениями развития, в том числе с одновременным нарушением слуха и зрения. Кроме обычных вопросов:
определение индивидуального маршрут развития,
обустройство домашнего развивающего пространства,
организации школьного обучения,
был сделан акцент на групповых занятиях с детьми и родителями.

А еще, две семьи которые из-за состояния детей не могут выезжать, специалисты посетили на дому. Консультации для них провели Екатерина Тевкина и Анна Митрофанова.

Все семьи получили рекомендации по развитию детей, а стажеры — знания и советы от более опытных коллег.

Проект «Мамина школа: наши дети растут» реализуется при поддержке Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», Фонд президентских грантов, нашего партнера заботы NIVEA и торговой сети О’КЕЙ.

Сроки:

23-27 октября 2023 г

Место проведения:

Город Сосновый бор. Территория базы отдыха Хеваа

фотоальбом

Видео о проекте

«Мамина школа»: зона ближайшего развития... образования

«Мамина школа» — на самом деле, не только для мам. Просто всех тех, кто её ждет, кому она полезна, названием не охватить. Для педагогов это поддержка, как информационная, так и психологическая. Для волонтёров — возможность стать специалистами с актуальными и глубокими знаниями. С 23 по 27 октября проект «Мамина школа: наши дети растут», организованный Сообществом семей слепоглухих при поддержке Фонда «Со-единение», Фонда президентских грантов, сети магазинов NIVEA и торговой сети О’КЕЙ, состоялся в Санкт-Петербурге. Растут, кстати, не только дети — благодаря проекту профессионально растут те, кто хочет им помочь.

«Я получила ответы на все вопросы, с которыми приехала…»

«Финский залив с одной стороны, сосновый бор, наполненный ароматами хвои и мха, с другой. Ночная тишина. А днём… Днём много музыки и радости в компании чудесных детей и их родителей. Мы все такие разные, с разными физическими возможностями и потребностями…» — это впечатления от «Маминой школы» специалиста по музыкальной терапии Евгении Черняевой. Посёлок Сосновый бор, где находится база отдыха Хеваа, ставшая базой и для «Маминой школы», расположен у слияния реки Коваш и Балтийского моря. Величественная и спокойная, сдержанная в красках и движениях местная природа словно пытается выразить мысль: всё очень важное — одновременно простое: исходящее из принятия, целесообразности, неторопливых и последовательных действий… Пожалуй, тот случай, когда форма мероприятия соответствует содержанию.

Кроме Евгении Черняевой, выездную диагностику проводили учитель-дефектолог Марина Переверзева, специалист по сенсорной интеграции, дефектолог Анна Митрофанова, специалист по сенсорной интеграции, сурдопедагог Татьяна Сопинская, специалисты по адаптивной физической культуре Владислав Кулич и Ксения Митрофанова. Им помогали 10 волонтёров: студенты вузов и педагоги-дефектологи.

— Для волонтёра это отличная школа, возможность глубоко окунуться в проблему, — отмечает Ксения Николаева. — Те, кто раньше наблюдал особенных детей только в учебных заведениях, могут увидеть, как они живут: как едят, одеваются, ведут себя с другими детьми… Это колоссальный импульс к профессиональному развитию. На петербургской «Маминой школе» собрались в основном дети, нам знакомые. И мы использовали методики, которые действуют с именно с этим ребёнком.

В месте слиянии реки и моря, поддержки информационной и психологической собрались 8 семей, в которых растут дети с ТМНР, в том числе с двойным сенсорным нарушением. Кроме вопросов, традиционных для «Маминой школы» (определение потребностей, возможностей и индивидуального маршрута развития, обустройство развивающего пространства, обучение в школе и подготовка к нему), был сделан акцент на групповых занятиях. Ещё две семьи, которые не смогли приехать по состоянию здоровья, специалисты Анна Митрофанова и Екатерина Тевкина посетили на дому.

— Дети были сложные. Нарушения не только сенсорики, но и поведения… — говорит Ксения. —  Но были и приятные открытия. Например, у Олега Луценко оказался талант к физкультуре! Никто не мог предположить, что он достигнет таких результатов!

— На занятиях по АФК Олег показал способности, о которых я и не подозревала. Я смотрела, наслаждалась и в очередной раз удивлялась и его возможностям и мастерству тренера. Честно, я бы так тренироваться не смогла, — делится впечатлениями мама Олега Есения Луценко. — «Мамина школа» для меня — это поддержка, перезагрузка и получение экспертного мнения по развитию и обучению сына. Я получила ответы на все вопросы, с которыми приехала. А для Олега это был опыт, прокачка навыков и обучение новому. Наши дети не только растут — наши дети могут даже больше, чем мы!

На петербургской «Маминой школе» специалисты жили (и работали) в отдельных домиках, они так и назывались: дом сенсорной интеграции, дом адаптивной физкультуры… А дети приходили «в гости» — и занятия обретали особую, уютную атмосферу. Домики отдельные, но дело общее: специалисты работали слаженной междисциплинарной командой, создавая единую стратегию, способную помочь ребёнку.

— Я занимаюсь с детьми адаптивной физкультурой, но мне надо знать, как с ними общаться, поэтому полезно мнение педагога по сенсорной интеграции, — говорит Ксения Николаева. — Всё это я добавляю себе в практику. И всё это положительно влияет на ребёнка… С многими детьми мы встречались «Маминой школе» два года назад — сейчас прогресс очень заметен.

В какой коррекции нуждаются коррекционные школы?

Кира Мирошниченко с явным, светящимся в карих глазах интересом занимается сенсорной интеграцией: с помощью снежколепа — таких щипцов с закруглёнными концами, захватывает мелкие колечки. А потом будет занятие адаптивной физкультурой. И ещё нужно успеть на музыкальную терапию, на прошлом уроке Кира «отвечала» за ударные, а Олег играл на настоящей лире — и неплохой, надо сказать, получился дуэт… Но иногда Кира проявляет себя совсем не так, как свойственно ей — дружелюбной, воспитанной девочке. В этом году Кира пошла в первый класс: интересно, весело, новые друзья… Но нет там ни Ксении с её полезными и радостными упражнениями, ни снежколепов, ни тем более лир. Зато есть дисциплина и требования, порой слишком жёсткие и непонятные для первоклассницы с большим белым бантом и CHARGE-синдромом. Это сразу сказалось на поведении — и вообще, если честно, на качестве жизни.

— В коррекционных школах часто отсутствует коррекционная работа, — отмечает Юлия Кремнёва, исполнительный директор Сообщества семей слепоглухих. — Поведенческую составляющую особо никто не корректирует — проще «погасить» ребёнка, или вообще отправить домой… Вместо этого даются академические знания, которые для детей с ТМНР, мягко говоря, не приоритетны. Чтобы преподавание было адекватным, у педагогов должны быть дополнительные инструменты. Обучение поведенческому анализу. Возможность провести консилиум… Но школы пока не знают, как это организовать: это дополнительная нагрузка, дополнительные средства, это сложно объяснить министерству образования… На «Маминой школе» мы стараемся дать педагогам необходимые инструменты и психологическую поддержку. А чтобы сделать возможной ротацию педагогических кадров, приглашаем волонтёров. «Мамина школа» для них — это стажировочная площадка, источник нового опыта и возможность увидеть ребёнка в новой, отличной от привычных, ситуации.

Волонтёром Киры была Елена Володькова, студентка второго курса ЛГУ («С ней было интересно даже просто поговорить, поражала меня своими умозаключениями» — улыбается Елена.) Кроме Киры, она занималась ещё с другими детьми — и со всеми удалось найти контакт.

— В первый день нас попросили посидеть с Кристиной. Сначала было непонятно, как её успокоить, как вообще взаимодействовать. В итоге решили вместе походить по лестницам (Кристина это любит) — и её потом было не вернуть в номер… В нашем вузе практика с первого курса, но с сенсорными нарушениями мы пока не сталкивались, было интересно поработать с такими детьми. А ещё было ценно пообщаться со специалистами. Услышать их советы, посмотреть на взаимодействие с детьми и родителями. Когда мы проходим практику, у нас нет возможности поговорить с родителями. А на «Маминой школе» можно понять, как выстраивать с ними диалог.

Елена ещё учится, строит фундамент из кирпичиков теории, пропускает через себя практику, поэтому хотелось услышать её свежее, не обожжённое выгоранием мнение: в какой коррекции нуждаются коррекционные школы?

— Недавно мы были в школе-интернате. Там очень ощущается нехватка тьюторов… Педагогу нужно уделить внимание каждому ученику. Это были первоклассники, кого-то готовили к школе, кого-то нет, у всех детей разный уровень… И учитель просто не успевает.

Что будет дальше, несложно предположить: силы педагога иссякают, главным желанием становится «как-нибудь доработать». И дети, в лучшем случае, безразличны, в худшем — будут являться ресурсом. Находясь в дефицитной ситуации, человек теряет критическое мышление, не задаётся вопросом, хорошо ли он делает своё дело, а иногда вообще себя не контролирует. Кстати, похожая ситуация и в обычных школах: это дефицит системного характера. И это то, для чего нужна поддержка педагогов и «взращивание» волонтёров.

— Специалисты Сообщества семей слепоглухих пообещали и дальше нам оказывать поддержку. Будем продолжать сотрудничество! — улыбается Елена. — Я хочу принять участие в проекте «Передышка». Буду гувернёром Киры — а потом, возможно, и более сложных детей…

Также рядом с Кирой на «Маминой школе» была учитель-дефектолог Екатерина Ростунова. Впрочем, не только на «Маминой школе» — она работает в в школе-интернате для слабовидящих детей №2 (Санкт-Петербург), Кира учится там же. До этого Екатерина была тьютором-дефектологом в общеобразовательном учреждении, ещё раньше — сотрудником благотворительной организации…

 — Я считаю, сколько бы лет ты ни работал, всегда есть чему учиться. Очень важно иметь возможность обменяться опытом с другими специалистами: послушать советы, критику, и вообще получить рефлексию… Человеку нужен человек. Лучше — который сталкивается с тем же, что и ты, может выслушать и подсказать. Это помогает не истощиться, и открыть для себя новые знания, которые помогут работать продуктивнее.

В основном я находилась с Кирой, это была моя цель — лучше узнать ребёнка, и как с ним взаимодействовать. Занималась с ней, но обращала внимание и на работу с другими детьми. Со сложной структурой дефекта я уже встречалась, но одновременного нарушения слуха и зрения в моей практике не было. Поэтому и дополнительная информация, и взгляд со стороны были очень нужны.

На мой взгляд, «зона ближайшего развития» коррекционных школ — это профилактика выгорания для преподавателей, а для детей — больше творчества, лёгкости, и обновление образовательных методик. Это путь, который нам всем предстоит пройти вместе…

Поддержка педагогов — а значит, и детей

«Осень. База отдыха Хеваа. Думаете, у нас с Кристиной просто отдых? Нет! У нас полным ходом идёт «Мамина школа». Это комплексная диагностика, занятия и сопровождение команды потрясающих специалистов, каждый из которых бриллиант. Это передышка, благодаря волонтёрам. Кристина занималась с огромным удовольствием!» — такие впечатления от интенсива у Юлии Зерцаловой, мамы Кристины. У девочки двигательные нарушения, сенсорные… и ещё другие. Но это вовсе не мешает заниматься и просто радоваться жизни, если у тебя есть поддержка — надёжная и принимающая. С Кристиной на «Мамину школу» приехала её воспитатель, учитель-дефектолог Полина Знатова.

Я переживала, как Кристина адаптируется к новой обстановке, — делится Полина. — Но она отреагировала хорошо. На групповых занятиях ей было немного некомфортно, но индивидуальные прошли просто отлично, она была расслаблена, хорошо шла на контакт… На «Маминой школе» очень дружелюбная, поддерживающая атмосфера и для детей, и для родителей, и для волонтёров. Специалисты свободно делятся своим опытом. Мне удалось побеседовать с Анной Митрофановой, она дала рекомедации по сенсорной интеграции. И я поняла, что это будет ведущим направлением в моей работе с Кристиной. Сенсорный подход — это, пожалуй, то, чего пока не хватает коррекционным учебным заведениям. Ещё не хватает альтернативной коммуникации. А для педагогов — постоянного обучения (ведь у каждого ребёнка с ТМНР, скажем так, своя специфика) и психологической поддержки…

Текст: Мария Зинина

ЗАКРЫТЬ